Обзор рынка лизинга по итогам 2013 года. «Эксперт РА»: потенциал роста в 2014 году заложен в автолизинге

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало обзор рынка лизинга по итогам 2013 года. Как и было заявлено ранее, в предварительном отчете, объем нового бизнеса приблизился к отметке 2011 года, составив 1,3 трлн руб.

Смягчил падение мощный рост авиализинга (+68,6%), за последние 7 лет данный сегмент достиг рекордного объема сделок. Стимулом явились государственные программы по обновлению парка воздушных судов и потребность в размещении имеющихся ресурсов лизинговыми компаниями с госучастием.

Также значительным приростом отличился сегмент автотранспорта: легковой – 13,5%, грузовой – 33%. Лизинг этих видов техники станет наиболее вероятной точкой роста в 2014 году, считают в «Эксперт РА». Связано это в первую очередь с тем, что на фоне стагнации российской экономики снижается платежеспособность лизингополучателей, поэтому, для уменьшения рисков, упор будет делаться на сделки с наиболее ликвидным имуществом. Кроме того часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретенный в 2010-2012 гг. (согласно российской практике, обновление автопарка происходит примерно каждые 3-5 лет).

Так, ещё в начале 2013 года Югорской лизинговой компанией был принят курс на более равномерное распределение портфеля по сегментам высоколиквидных видов имущества. Если в 2012 году доля лизинга легковых автомобилей составляла 8%, то в 2013 она увеличилась до 21%. Также в полтора раза был увеличен сегмент дорожной и строительной техники.


На 1 апреля 2014 года портфель Югорской лизинговой компании состоит из 525 договоров финансовой аренды. Из них 58% приходится на сегмент грузопассажирской техники, 15% на строительную технику и оборудование, 24% - оборудование сферы услуг. Для региональной компании это весьма хорошие показатели, удержание которых позволит не утратить позиций на рынке.

Осложнить ситуацию для лизинговых компаний может рост просроченной задолженности лизингополучателей, что в свою очередь может привести к увеличению стоимости фондирования со стороны банков. Сочетание этих факторов может вынудить отдельных участников уйти с рынка еще до конца 2014 года за счет либо закрытия бизнеса, либо продажи активов конкурентам.

«В 2008 году мы уже были в ситуации, когда клиенты не могли нам платить. Тогда у нас был разработан достаточно эффективный комплекс мер по работе с задолженностями, который позволил избежать массового изъятия имущества. Мы продолжаем совершенствовать наши внутренние бизнес-процессы, корректируем программы, поэтому могу с уверенностью сказать, что в трудной ситуации, мы сделаем все возможное, чтобы поддержать клиентов Югорской лизинговой компании в непростые времена», - заявил Генеральный директор Югорской лизинговой компании Андрей Варняга.

По прогнозу «Эксперт РА», при оптимистичном сценарии возможно сохранение текущего объема рынка лизинга, в пессимистичном - падение достигнет 15%. При реализации пессимистичного (базового) прогноза ни один из крупнейших сегментов рынка лизинга в 2014 году не сможет продемонстрировать высоких темпов роста: сокращение продолжится на рынке ж/д техники (-14%); авиация после мощнейшего рывка ослабит свои позиции (-30%). От автосегмента в связи с колебаниями курса рубля и снижением грузоперевозок также будет трудно ожидать роста (сокращение составит порядка -5-6%). Оптимистичный сценарий базируется на слабом сокращении авиасегмента (не более 10%), сохранении позиций ж/д и небольшом снижении объема строительной техники (-11%) при умеренном росте других сегментов. Но даже в случае сильного роста автолизинга (+10-12%) сумма новых сделок в 2014 году останется на уровне прошлого года.